Зачем бросают землю в могилу на похоронах

В большинстве мировых культур и религий человек тесно связан с землей. Она и материал, из которого сделаны люди, и «Мать» (природа дающая), и «Стихия» (природа недружелюбная). Сюжет о творении человека из глины, песка и других форм земли встречается повсеместно:

  • Авраамические культуры (иудаизм, христианство, ислам)

«И создал Господь Бог человека из праха земного» [Бытие 2:7].

  • Вавилон

Сохранившийся греческий перевод речей вавилонского священника Бероса рассказывает, что «бог Бэл отрезал себе голову, а другие боги смешали его кровь с землёй и из этого кровавого теста вылепили людей».

  • Древний Египет

Людей творит отец богов Хнум — лепит на гончарном круге.

  • Древняя Греция

По одному из мифов людей создаёт Прометей, опять-таки из глины.

  • Аборигены Австралии

Бунджил, создатель, делает людей из глины, а волосы — из кучерявой коры эвкалипта.

  • Племена маори (Новая Зеландия)

Бог Ту (Тане, Тики) вылепил людей из красной речной глины, добавив к ней свою кровь.

Разные вариации на тему творения человека из земли можно встретить также в островных культурах Тихого океана, в Индии и Африке, у народов финно-угорской группы и во многих других местах по всей планете. А вместе с творением из земли присутствует и сюжет о «возвращении» человека в землю после смерти.

Древние евреи – 3 лопаты земли в могилу

Традиция хоронить усопшего всем сообществом часто встречается в культуре иудеев, там же появляется и ритуал бросать землю на могилу всем вместе или по очереди — но не горстями, а лопатой. Оплакивающие умершего собираются вместе, чтобы поддержать друг друга, и каждый бросает на могилу по три или пять лопат земли.

Числа три и пять не случайные, они символизируют пять уровней души человека:

  • нефеш (душа);
  • руач (дух);
  • нешамах (дыхание);
  • чаях (жизнь);
  • йечидах (уникальность, особенность).

Три первых считаются «базовыми» уровнями, где нефеш — это двигатель жизни, руач — эмоции и личность человека, а нешамах — его разум.

Встречается и традиция бросать по 13 лопат: она восходит к идее всепрощения Господа по отношению к людям, пусть даже и после смерти [Псалм 78:38]. 13 лопат земли символизируют 13 слов в строке псалма, дарующего людям надежду на прощение и спасение.

Древний Египет – песок по ветру

В ряде источников упоминается схожая традиция у Древних Египтян: перед похоронами или кремацией тело умершего слегка посыпали песком, пуская его по ветру. Наиболее распространена интерпретация жеста как символа хрупкости человека, однако точное описание ритуала и его значение до нас не дошло.

Горсть земли – прах к праху

Не менее распространён жест с бросанием горсти земли и в христианской культуре, известный по словам «Прах к праху».

Встречаются ранние средневековые описания, в которых этот ритуал обязательно исполняет священник. В современности же чаще всего это делают сначала ближайшие родственники, а за ними и все желающие. Ритуал возвращает нас к библейскому высказыванию: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» [Бытие 3:19]

Традиция бросать горсть земли на могилу распространена среди всех христианских конфессий. Со временем связанная фраза «Прах к праху» получила распространение вне христианства и стала прочно ассоциироваться со смертью.

Существует также и традиция хранить горсть могильной земли дома, дескать, она и память, и оберег. Однако этот обычай к христианской культуре уже никакого отношения не имеет и является чистой воды суеверием.

Наука: жизнь появилась из глины?

Любопытный факт: сюжет о творении человека из глины имеет своеобразное научное обоснование. Определённое сходство между структурами глины и живыми организмами отмечал известный российский учёный Владимир Вернадский. Происхождение и развитие разных глин казалось ему «запрограммированным» — родственным генетическим программам живых организмов. Подобно жизни, глина способна меняться и приспосабливаться к меняющимся внешним условиям:

  • температуре,
  • давлению,
  • химическому составу окружающей среды.

Академик предположил, что существует некоторое «ядро», ответственное за эту способность к адаптации. Увы, современные рентгено-кристаллографические исследования никакого «ядра» пока не обнаружили. Так что хоть глины благодаря своим адаптивным способностям и приближены к явлениям жизни, прямой связи между ними и живыми организмами провести нельзя. Впрочем, разницу эту и сам Вернадский считал принципиальной — и непреодолимой.

Читайте также

2019-03-24T21:05:26+03:00

Комментарии