Япония – страна удивительных традиций. В культуре Японии средневековые нравы парадоксально сочетаются со страстью к тотальному использованию высоких технологий во всех сферах жизни. Обычаи современных японцев строятся вокруг старинных светских традиций, а также вокруг двух религий – буддизма и синтоизма (древней языческой веры). Около 80% жителей страны заявляют, что исповедуют обе религии, что выглядит в глазах представителей других культур странно. Во многом из-за этого японские ритуалы кажутся иностранцам такими необычными.
Японские похороны – это, пожалуй, самый необычный из этих ритуалов, так как смерть в Японии связана с целым комплексом традиций и церемоний.
Подготовка к погребению
Сразу после смерти тело умершего готовят к погребению. Губы умершего полагается смочить водой, а на его грудь положить специальный нож, который, как считается, отгоняет злых духом. Подле кровати усопшего ставят небольшой столик, украшенный цветами и ароматизированной свечой. Если в семье усопшего есть буддистский или синтоистский алтарь, его закрывают белой бумагой – считается, что это защищает усопшего от злых духов.
Тело умершего омывают, после чего наносят погребальный макияж. Женщин обычно хоронят в кимоно, а мужчин – в деловом костюме. В гроб кладут любимые вещи покойного и шесть монеток. Согласно легендам, деньги – это плата за переправу через реку мертвых Сандзу.
Отпевание по-японски
Отпевание – это первая церемониальная часть японских похорон. Обычно его проводят в буддистских храмах. Если умерший был буддистом, то на церемонии буддистский священник зачитывает сутры, а прощающиеся приходят с чётками-дзюдзу. Отпевание заканчивается тогда, когда священник завершает прочтение сутры.
На траурную церемонию принято приходить в строгих черных одеждах. Женщинам надевают платье или кимоно черного цвета, мужчины черный костюм, черный галстук и белую рубашку.
Члены семьи садятся подле гроба с телом умершего, остальные участники церемонии – поодаль. Каждый присутствующих должен трижды воскурить церемониальные благовония.
Дарить траурные деньги
На отпевании принято дарить семье усопшего деньги. Обычно их приносят в специальном конверте, украшенном траурных цветами. Сумма внутри конверта зависит от того, насколько близок был гость с усопшим и насколько гость состоятелен. По завершению церемонии родственники покойного одаривают остальных участников деньгами в ответ. Этот дар обычно составляет от четверти до половины подаренной гостем суммы.
Прощание по-японски
Прощание с покойным проходит на следующий день после отпевания. Проводится оно также в буддистском храме. Это последняя возможность проститься с человеком, и многие гости в знак скорби опускают цветы на плечи и голову умершего.
Как и при отпевании, прощание в Японии сопровождается чтением буддистских сутр и курением благовоний. В рамках церемонии священник нарекает умершего новым именем. Оно призвано защитить умершего от возвращения – если его позовет кто-то из мира живых.
По окончанию церемонии гроб с телом покойного закрывают, погружают на катафалк и отвозят в крематорий.
Кремация в Японии
Кремация – самый распространенный способ погребения в Японии, его выбирают более 95% жителей страны. Родственники усопшего в тишине наблюдают как тело покойного отправляется в печь крематория. Затем покидают траурный зал и возвращаются 2 часа, чтобы забрать прах.
Церемония закладки праха в урну
Перенос праха в урну также должен проходить в виде церемонии. Два близких родственника переносят прах покойного в урну с помощью крупных металлических палочек. Сначала закладывают прах нижней части тела и заканчивают верхней – считается, что положение останков в урне ни в коем случае не должно перевернутым. Это единственная церемония в японской культуре, при которой считается допустимым и правильным передавать что-то другому человеку палочками.
Погребение в Японии
После того как прах перенесли в урну, останки покойного хоронят на одном из японских кладбищ в семейно-родовом захоронении, либо в могиле на корпоративном участке.
Имя живого на надгробии
На семейно-родовых надгробиях нередко сразу пишут имя покойного и его супруги (или супруга), даже если она еще жива. Чтобы подчеркнуть, что человек еще жив, поверх гравировки наносится красная краска. Когда супруга (или супруг) покойного умирает, её прах опускают в существующую могилу, а краску стирают.
Корпоративные захоронения
Корпоративные захоронения отведены для служащих компании, чаще в них хоронят менеджеров среднего и высшего звена. Надгробия могут быть украшены логотипом компании, либо выполнены в виде её продукции. Нередко такие захоронения проводятся за счет организации. Быть похороненным в предоставленной компанией могиле – это большая честь и признание заслуг покойного. Некоторые такие захоронения соседствует с историческими склепами и саркофагами, в которых покоятся останки средневековых японских самураев, даймё и сёгунов.
Культ предков
Культ предков – важная часть верований японцев. В каждой семье есть алтарь, посвященный умершим предкам. Считается, что умерший остается в семье, превращаясь в покровителя своей родни.
Японские поминки – 7 и 49-й день
Усопшего принято поминать на 7-й и 49-й день после кончины. Это связано с тем, что в японском языке число семь созвучно со словом «смерть», а потому считается особым. Впрочем, в некоторых регионах страны эти даты могут отличаться.
Дни поминовения
В дальнейшем память усопших почитают четырежды в год: на праздник Обон (день всеобщего поминовения усопших), Новый Год и в дни равноденствия.
В этот день к семейному алтарю приносят традиционные угощения, либо любимые блюда умершего. В день поминовения друзья покойного могут прислать его семье продукты для приготовления этой трапезы.
Для японцев умерший покидает дом только тогда, когда были погребены его внуки. После этого он присоединяется к духам, которые покровительствуют над всем родом. Пока этого не произошло, родные умершего обращаются к семейному алтарю, чтобы разделить с усопшим свои переживания, радости и невзгоды.
Похоронная индустрия в Японии
Япония – это страна, в которой древние традиции переплетены с хайтеком. Это странное сочетание характерно и для ритуальной сферы, ведь смерть имеет особое значение в японской культуре. Индустрия похорон в Стране восходящего солнца – это переплетение сложных древних ритуалов, исполняемых по заоблачным ценам, с жесткой конкуренцией и технологической гонкой ритуальных компаний.
Как японцы организуют похороны
Общие черты организации похорон в Японии схожи с другими странами, но в ней куда большее количество тонкостей и сложностей.
Когда близкие уверены, что человек скончался, они начинают готовиться к погребению. Один из родственников берет на себя организацию похорон – традиции утверждают, что им должен быть старший сын умершего.
Организатор похорон должен:
- известить родственников усопшего, его друзей и коллег;
- сообщить начальству покойного о его смерти;
- уведомить муниципалитет, который выдаст сертификат о смерти;
- заказать погребальную атрибутику, подписать договор с ритуальным агентством;
- договориться о проведении церемоний с местным буддистским или синтоистским храмом;
- приобрести место на кладбище или договориться о хранении праха с монастырем.
В более традиционных семьях возникает необходимость обустроить или расширить семейный алтарь, посвященный умершим предкам.
Стоимость похорон в Японии
Япония – это страна с одними из самых высоких цен на похороны во всем мире. В последние годы средняя стоимость похорон колеблется от 20 до 25 тысяч долларов (2,5-3 млн йен). Такие высокие цены имеют под собой несколько оснований:
- дороговизна мест на кладбищах;
- завышенные цены у большинства ритуальных агентств;
- требования традиций, согласно которым похороны должны быть роскошными;
- необходимость оплачивать дорогие услуги работников кладбища и буддистских монахов (суммарно около 1 млн йен, 8700$).
Похоронный рынок Японии
В течение долгих лет ритуальные агентства Японии пользовались особым положением. Смерть родственника – это не просто трагичное, но и очень важное событие в жизни традиционной японской семьи. В этот период близкие покойного не готовы вникать в нюансы организации похорон и торговаться с агентами. Многие агенты пользовались этими традициями и навязывали свои услуги по многократно завышенным ценам.
Последние годы население Японии идет на убыль. Показатели смертности довольно высоки, и будут продолжать расти по мере того, как стареет и умирает поколение «бэби-бумеров». Ожидается, что в 2025 году число умерших японцев составит 1,53 миллиона человека. На фоне такой демографической картины ритуальная сфера Японии также растет – в 2018 году объем похоронного рынка составил 1,84 трлн йен, что равно 16 млрд долларов.
Вместе с ростом смертности в Японии выросло и число похоронных бюро. В 2018 году на японском рынке действует больше 45 000 агентства, то есть одно на каждые 2800 человек приходится по агентству. Уменьшается и число японцев, слепо верящих ритуальным агентам – все больше семей принимают взвешенные и осознанные решения, внимательно читают предлагаемый им договор или выбирают агентство заранее.
Конкуренция на японском рынке очень высока, что приводит к тому, что похоронные бюро вынуждены снижать цены, идти навстречу своим клиентам и выстраивать человеческие отношения с близкими умершего. Многие компании подстраиваются под требования времени и предлагают новые высокотехнологичные услуги – под стать одной из самых высокотехнологичных стран мира.
Похоронные инновации
В ситуации жесткой конкуренции, повышенного спроса на ритуальные услуги и безумного ритма жизни в мегаполисе, ритуальным компаниям приходится адаптироваться. На регулярно проходящих в Японии выставках похоронной индустрии можно ознакомиться с последними новинками и инновациями.
Практически ни одно погребение в Японии не обходится без буддистской церемонии. Однако монастыри с трудом справляются с такими нагрузками, монахов на каждое отпевание не хватает и цены на их услуги растут. Некоторые компании решают проблему с помощью роботов, подражающих монахам. Они выглядят удивительно похожими на людей, облачены в буддистские робы, способны поддержать беседу и читать погребальные сутры. Альтернативное решение – онлайн-трансляции буддистских монахов, когда священнослужитель присутствует на похоронах и читает сутры удалено.
Японцев считают едва ли не самой работящей нацией в мире – рабочий день сотрудника японской компании может длиться до 20 часов. В таком графике трудно найти время для посещения похорон. Поэтому некоторые кладбища организуют специальные станции, через которые можно передать свои пожелания и дары семье умершего, не выходя из машины.
Прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев
Кроме этих необычных услуг, японские ритуальные службы вводят множество важных нововведений. Вот некоторые из них:
- прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев. Практически все пожилые жители страны продумывают свои похороны заранее, заказывают гроб и дают детальные распоряжения;
- QR-коды появляются на все большем числе надгробий. Просканировав их, можно увидеть фото и видео из жизни умершего, его прощальное обращение и некролог;
- японское отделение Yahoo предлагает услуги автоматического удаления страниц усопшего в соцсетях, рассылки прощальных писем по электронной почте и создания интернет-мемориалов, посвященный умершему.
Комментарии