Фильм Ушедшие

«Ушедшие» (яп. おくりびと, Okuribito, англ. Departures) – вышедший в 2008 г. фильм японского режиссера Йодзиро Такита, завоевавший «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм повествует о молодом виолончелисте Дайго Кобаяси, который волей судеб стал работать в похоронной сфере. Через призму личной истории Дайго и эстетику японских траурных церемоний режиссер помогает зрителю по-новому взглянуть на проблему утраты близкого человека.

Нарушение табу

Япония – страна с сильными традициями. Страх перед смертью рождает множество табу (культурных запретов) и ритуалов, которым на протяжении столетий следовали жители страны. Среди консервативных японцев не принято говорить о смерти. Такие убеждения особенно распространены в провинции, где и разворачиваются события кинокартины. Работа, связанная со смертью, воспринимается как «нечистая», а выполняющие её люди порой оказываются в положении изгоев. Именно по этой причине фильм получил широкий отклик.

Режиссер не только демонстрирует жизнь представителя презренной профессии, но и показывает похоронные церемонии на большом экране. Важно учесть, что главный герой фильма занимается наиболее «грязной» и при этом абсолютно незаменимой частью похоронного процесса – готовит тело усопшего к погребению. А для консервативных японцев прикосновение к телу умершего означает соприкосновение с «нечистым» и потусторонним.

Йодзиро Такита не стесняется показывать ту часть жизни, которую японцы предпочитают не замечать. Более того, ему удалось показать светлые стороны работы «провожающих» и красоту прощальных церемоний. По мере того как в ходе киноповествования меняются отношения персонажей картины к герою, меняется и отношение зрителей к «нечистой» работе.

Окно в японскую культуру

Европейскому зрителю «Ушедшие» дают возможность познакомиться с японской похоронной культурой. Зритель не только окунается в причудливые нравы Страны восходящего солнца, но также раз за разом видит один из самых необычных японских похоронных ритуалов – уложение покойного в гроб.

Японские прощальные ритуалы разительно отличаются от европейских. В европейской культуре омовение и переодевание покойного, нанесение похоронного грима и другие косметические процедуры проходят за закрытыми дверьми морга. У японцев же эти процедуры происходят в виде церемонии, на которой присутствуют члены семьи и близкие покойного.

Фильм «Ушедшие» демонстрирует все этапы подготовки умершего к погребению и убедительно показывает, как церемониальные ритуалы помогают справиться с горем. Благодаря труду Дайго кожа умершего снова обретает цвет, покойный словно бы оживает, чтобы родные могли с ним проститься. Каждый этап церемонии наделен особым смыслом – японцы не просто творят косметические процедуры над телом покойного, но помогают ему «переступить через врата в другой мир».

Преодоление горя и укрепление семьи

Хотя сюжет фильма строится вокруг смерти и погребения, для режиссера они лишь фон, в то время как основная тема картины – семья и отношения между близкими людьми. Дайго переживает непростые отношения со своей супругой Микой: сначала она поддерживает молодого человека, но отворачивается, узнав, что тот ушел в презренную профессию. Много внимания уделяется зарождающейся дружбе между Дайго и его эксцентричными коллегами по ритуальному бизнесу.

Важнейшая проблема, которую рассматривает Йодзиро Такита в своем фильме – принятие утраты. На протяжении всей истории показывают, как разные семьи по-разному чувствуют и принимают смерть своих родных. Одна из самых трогательных сцен связана с проводами в последний путь пожилой женщины – хозяйки городской бани. Сын покойной – друг детства главного героя – был в неладах со своей матерью и презирал Дайго за его работу. Именно церемония прощания помогает ему примириться с покойной и своим товарищем.

Финал

Финальная сцена фильма показывает, как главный герой готовит своего отца к погребению. Отец оставил Дайго расти с матерью, когда ему было пять лет, и Кобаяси всю жизнь не мог его за это простить. Конфликт с отцом упоминается на протяжении всей картины. Разрешается он лишь тогда, когда Дайго видит своего отца на смертном одре. Готовя его тело к погребению, Кобаяси смиряется с потерей и прощает человека, которого он презирал всю жизнь.

Прочувствовать настроение фильма помогают прекрасная режиссура, профессиональная игра актеров и хорошо подобранное звуковое сопровождение. Историю сопровождают мягкие лирические произведения композитора Дзё Хисаиси, исполненные на виолончели – любимом инструменте главного героя.

Читайте также

2019-03-24T20:25:05+03:00

Комментарии